Экстремальные тренинги. Кому они полезны?

Генеральный директор компании Adventure Races Андрей Овчинников вспоминает, что к ним пришла с проблемой группа топ-менеджеров компании-ритейлера. Их организация, несмотря на профессионализм, перестала развиваться, и никто не может понять почему. Этой компании устроили испытание по преодолению пропасти. Их действия были несогласованными, и в результате, часть команды перебралась через пропасть, а часть осталась, а генеральный директор оказался посередине. Самостоятельно выбраться он не мог, а криков никто не услышал. Коллектив увлекся выяснением отношений над головой директора. Его снимали при помощи подъемного крана. Через определенный период времени компания ушла с рынка. Овчинников делает вывод, что экстрим снимает все маски.

Сильное средство




Сегодня тимбилдинг, также и экстремальный, предлагают повсеместно турфирмы, альпинисты, которые готовы завести клиентов на высокую гору, агентства по организации праздников. Руководитель отдела «Лаборатория команды» организации «Коллекция приключений» Сергей Зверев утверждает, что можно просто вывести сотрудников из офиса компании и дать им задание сделать что-нибудь. Результаты будут непредсказуемыми. Коллектив может сплотиться, но это сплочение не будет относиться к профессиональной деятельности. А могут и разругаться. Все командообразующие тренинги в своей основе имеют смысл совместного решения различных задач, результат при этом засчитывается команде целиком. Максим Долгов, консультант по тренингам ГК «Институт тренинга-АРБ Про» полагает, что почти всегда можно обойтись без экстрима, но в тренинге, где присутствует экстрим, цель будет достигнута быстрее.

Бизнес как рафтинг

Зверев комментирует, что экстремальный тимбилдинг отлично моделирует бизнес-среду – непредсказуемую, агрессивную, изменчивую, а поэтому очень эффективен для топ-менеджеров, обитающих в этой среде. Для таких тренингов подходит сплав по горной реке. Во-первых, принимать участие в катамаранном сплаве может каждый человек, все участники примерно одинаковы в компетентности, и им надо быстро освоить новые навыки; во-вторых, участники должны суметь принять решение за доли секунды, при этом достаточно высоки скорость наработки навыков и эмоциональная напряженность. Долгов вспоминает: «Мы проводили тренинг методом сплава для организации «МАСО» Россия, у которой была цель подняться с 15% доли рынка фурнитуры до 25%. После трехдневной тренировки они превысили план и выполнили 30%». «На прошлой работе я проводил тренинг для команды управления. Возглавлял команду новый руководитель, который понял, что коллективу нужно командообразование. Выбрали трехдневную программу экстремального формата с элементами рафтинга в области Архыза, где принимали участие 12 топ-менеджеров, - вспоминает менеджер по обучению компании «Нестле Россия» Гремушкин Сергей. – Наравне с сильными мужчинами в рафтинге принимали участие и девушки, и, несмотря на то, что им физически было тяжело, отзывы были у всех положительные, а цель тренинга достигнута».

Сэкономить на тренере

Зверев считает, что тренинг, который управленческая команда заказывает для себя, проходит обычно без неожиданностей. Намного менее предсказуем тренинг, который руководство заказывает для подчиненных. Обычно, явка на такие тренинги обязательна. О таком мероприятии рассказывает Ирина Козельская, технолог: «Не пойти было нельзя. Нам надо было залезать в бассейн, мы чувствовали себя идиотами, не все были готовы раздеваться перед коллегами до купальника». Зверев считает, что выездной тимбилдинг лучше организовывать в рабочий день недели и на добровольной основе. Если человеку не хочется участвовать, то он обязательно придумает причину, чтобы не поехать или приедет, но мероприятие просаботирует. Организации часто останавливают свой выбор на относительно дешевом и популярном веревочном курсе. За одного человека без питания примерная оплата $30. бывает, что экономят не только на тренинге, но и на опытном тренере. А это может дать обратный эффект. Рябиковская рассказывает случай, когда во время тренинга одному из коллег нужно было срочно уехать, заболел кто-то из близких. Тренер заставил ее делать выбор – или она остается на мероприятии, ил уезжает вся команда из-за нее. Зверев считает, что одной из главных ценностей при проведении тренингов должна быть свобода выбора. Никогда нельзя ставить друг против друга интересы команды и человека. В такой ситуации тренер должен был создать доброжелательные условия для того, чтобы она могла сама решить, остаться или уехать.

По мнению Зверева, грамотный тренер не должен допускать истерики участника, который не может прыгать с высокого дерева или идти по узкому карнизу в горах. «Мы добиваемся, чтобы человек лез на дерево в адекватном настроении, а не в состоянии куража», - говорит Зверев.

Памятник неподготовленным проектам

Долгов объясняет, что тимбилдинг в стиле экстрима должен проходить в сопровождении квалифицированного доктора, который перед началом мероприятия знакомится с состоянием здоровья сотрудников, собирающихся участвовать в мероприятии. Тренер должен узнать информацию о проблемах взаимодействия между участниками в профессиональной среде, чтобы правильно перенести их на смоделированную ситуацию. Например, если обращаются два топ-менеджера с проблемой недоверия друг другу в принятиях решений, то им нужно предложить сплав в катамаране. Они увидели на конкретном примере, что в проблемной ситуации начинают грести в разные стороны. Во время привала мы проанализировали ситуацию в тренинге и в бизнесе.

Еще один пример из практики приводит Максим Долгов: «Генеральный директор крупной организации, занимающейся производством продуктов питания, волновался о том, что сотрудники компании не очень хорошо работали над проектами. Мы предложили ему тренинг восхождения в горы. Команда получила исходные данные, нужные для планирования восхождения: высоту, список экипировки, примерные количества привалов и скорость. Команда экипировалась плохо, привалы требовались ей часто, скорость тоже была не та – в результате не уложились по времени. После обработки результатов тренингов, команда возвела монумент на горе «Памятник неподготовленным проектам» и организовала митинг. Памятник сфотографировали и повесили в кабинетах топ-менеджеров. Авторов плохо подготовленных проектов руководитель пообещал ежегодно отправлять в экспедицию и возлагать букеты к памятнику».

Простые и сложные

По мнению Зверева, экстремальные тренинги нужны компаниям, оказывающим сложные услуги, а простые – производящим обыкновенную продукцию. Зверев комментирует: «На фабрике валенок сотрудник обходится недорого и может быть заменяем. А в крупной компании, ориентированной на клиентов, где не обойтись без командной работы – совсем другая ситуация». «Мы иногда встречаемся с несерьезным отношением к бизнесу его хозяина. Если такой владелец приходит с просьбой сделать ему команду, а он тем временем съездит в отпуск, то мы отказываем. В этом случае не может быть речи о формировании команды».

Кому это надо

Основными потребителями экстремального тимбилдинга являются компании со следующими характеристиками: высокий уровень конкурентности в отрасли; необходимость эффективных внутренних коммуникаций; потребность в новых принципах и методах работы; командный характер работы; работа, требующая периодической мобилизации ресурсов; потребность высокого доверия внутри коллектива; амбициозность поставленных задач.