Трудоголизм является заколдованным кругом, чем дольше работаешь, тем меньше видишь путь к успеху. Лодырь, сидящий на кочке, имеет намного больше шансов найти дорогу в лесу, чем тот, кто не желает тратить время на ориентирование. Что же эффективнее – труд или лень? Этот вопрос был задан различным людям. Все единодушно отбрасывали без рассмотрения лень.
Но при напоминании о том, что речь идет об эффективности как о умении достичь заданного результата в минимальный срок с наименьшими затратами все меняло. Лень снова рассматривалась как вариант. Многие опрашиваемые отделяли понятия «труд» и «трудоголизм». Первый пример трудоголизма: начальник цеха, который был отстающим по показателям производства, взяв его измором, вывел в первые ряды за два года.
Цех вышел на уровень совместного предприятия с хорошими условиями работы и оплаты, а начальник по-прежнему уходил с работы в самый последний, поздно вечером каждый рабочий день. Подчиненные ходили из кабинета в кабинет, а в 8 часов вечера шли отпрашиваться домой с виноватым видом. Начальник отпускал их с укором.
Другой начальник на этом же предприятии имел совершенно противоположный стиль работы. Вечно кричит, выражения подбирает изысканные. Народ у него такой же подобрался. Всегда кричат, как будто ночь новогодняя в цеху. А после обеда все шли через проходную, гордо подняв голову. Этот руководитель не любил медлительности или имитации ее в работе, а еще больше тех, кто заикался о рабочем времени и распорядке.
Самочувствие и поведение сотрудников этих цехов кардинально отличались. Разница не только в моральной обстановке. При очередном «штурме» или «прорыве», без которых не бывает реальной работы, руководители и не вспоминали о трудоголике, а сразу обращались к крикуну и грубияну. А он всегда находил в запасе и людей, и время, нужных для внеплановой работы.
Понятие «резерв» очень важное, но в литературных изданиях об управлении искажено сильно. Оно используется, как будто мы живем при социализме и делаем плакаты с надписями «Все резервы – на службу!» А что тогда останется? Резервы нужно копить, создавать или искать, но не использовать! В решающий момент они бросаются на чашу весов, чтобы любой ценой добиться нужного результата. А у кого нет резервов – тому придется нелегко. Нужны резервы экономические, финансовые, производственные, технологические, временные. Самый важный ресурс руководителя – сотрудники, находящиеся у него в подчинении, он должен знать, на что они способны и заботиться о том, чтобы их возможности не заканчивались, чтобы всегда что-то было в запасе. Главный резерв руководителя – его время, свободное от текучки. Оно используется не только для восстановления душевных сил, но и для усердного размышления.
У руководителя трудоголика у самого ни на что времени не хватает, а своих подчиненных он так загонял, что ни о каких резервах и речи быть не может.
Эффективный руководитель не должен быть трудоголиком. Для эффективного руководства надо всех видеть и понимать, а также быть для всех понятным и видимым, чтобы не вызывать отторжения, но выдерживать свой курс. А начальника трудоголика можно описать фразой прапорщика из анекдота «Чего тут думать, прыгать надо!» Какая там эффективность…
Вспомним историю, Ньютону пришла в голову формулировка его первого закона после того, как яблоко упало ему на голову. Скорее всего, это байка, но сразу видны два обстоятельства. Ньютон сидит. И сидит он под яблоней. Не работает сутками в лаборатории среди колб, не гоняется за электронами.
В 1869 году химия имела огромное количество экспериментальных данных, но еще не являлась наукой: не было в ней системы, структуры, способа классификации, который позволял бы объяснить открытые к этому моменту эффекты и приоткрыть будущее. Это также как математика бы развивалась без таблицы умножения. Этой проблемой был озабочен и Менделеев. Но он не проводил бессонные ночи за письменным столом, он делал на досуге кожаные чемоданы, а потом дарил их друзьям. Периодическая система химических элементов ему приснилась.
Случайность это или счастливый случай? По данным современных исследований мозг способен хранить информация, которая заняла бы в печатном виде около 20 миллионов томов. И ведь хранение информации не единственная функция головного мозга. Он принимает каждую секунду, оценивает и передает более 100 миллиона сигналов, причем не простых, а оперирующих сложнейшими биохимическими процессами, находящимися во взаимодействии с поведением человека и окружающей средой. Важны два вывода. Во-первых, мозг не знает усталости, он постоянно контролирует организм и управляет им. Во-вторых, имеются огромные резервные мощности. Вот они резервы… Мозг не использует их без крайней нужды, а только после весомых доказательств, что это необходимо!
Как повысить свою продуктивность и эффективность? Здесь и проходит разграничение разумной полезной лени от бездумного трудолюбия.
Чем занимается трудоголик? Он делает все для того, чтобы запутать свой разум: одновременно задает ему несколько задач, не выделяя единственную. Именно единственную, не главную. Он не сортирует свои приоритеты – их у него просто нет. А еще хуже – считает, что надо переделать все дела. Разум не даст ответа и результата тоже не будет.
Как ведет себя правильный лентяй? Он ничего не делает. Но так не бывает. Он все равно производит тщательную сортировку для того, чтобы выделить то, что обязательно придется делать! Другими словами, он делает «ранжирование задач в зависимости от значимости». И потом, когда лентяй со вздохом приносит своему мозгу одну единственную задачу, разум наконец-то вздыхает с облегчением и начинает работу, засучив рукава. А результат обязательно будет. Мозг боли не чувствует, но эта задача, которую необходимо решить, постоянно его раздражает, как заноза, и подключает резервные мощности. После этой решенной задачи жизнь даст лентяю новый набор, и цикл повторится.
Для примеров взяты пограничные натуры людей, но этот феномен эффективности давно замечен, на основе этого разработано множество психологических техник, которые помогают войти в режим усердной умственной работы, и требуют выделения единственной задачи, без нахождения решения которой заниматься другими делами будет нельзя. Из огромной кучи задач человек должен взять одну, повернуться спиной к куче, а тех, кто стремится развернуть его обратно, отправляет в известном направлении.
Не зря говорят «утро вечера мудренее». Большинство проблем утром кажутся не такими глобальными и к ним уже намечаются подходы, а иногда есть решения. То, что многие открытия были сделаны во сне, правда. Это объясняется тем, что мозг ночью освобождается от дневной суеты и начинает заниматься делом первым по значимости из всего списка, и оно становится его единственным делом – сканированием организма для его сохранности и функционирования. Нерешенные задачи для организма являются опасностью, мозг их оценивает и ранжирует, их большую часть переносит в отдел несущественных. Поэтому часто бывает, что проснувшись, мы удивляемся, как такая ерунда нас вчера волновала.
Эффективный лентяй и неффективный трудоголик различаются действиями. Первый вычитает и делит: убирает лишнее в жизни и мыслях, оставляет только единственную задачу, степень важности которой определяется самим мозгом, он будет ее решать круглыми сутками и решит. Это совершенство – как будто скульптор создает свой шедевр. А трудоголик занимается сложением своих издержек, сюда же относится его время, а потом еще умножает на постороннее мнение.
Конечно, эта статья не реабилитирует лень. Она в заступниках не нуждается в силу своей вечности, всеобщности, универсальности. Но руководителю не лишним будет напоминание, что размышления в тишине и одиночестве эффективнее, так как он будет находиться в наибольшем согласии с разумом и двигаться к цели со скоростью мысли.
Многие открытия были сделаны одновременно разными людьми и в разное время. Например, сегодня есть основания полагать, что «бином Ньютона» за 400 лет до Ньютона был открыт другим великим математиком, физиком, астрономом, который при жизни был удостоен звания «солнце разума». Он не был ни гулякой, ни пьяницей, нам от него осталось множество саркастических и грустных наблюдений за этой странной жизнью. Его слова и подведут итог статьи.
О глупец, ты, я вижу, попал в западню,
В эту жизнь быстротечную, равную дню.
Что ты мечешься, смертный? Зачем суетишься?
Дай вина — а потом продолжай беготню!
Омар Хайам