Корпоративное образование отбирает чужой хлеб. Часть 2

Корпоративное образование отбирает чужой хлеб. Часть 2Сын коллектива. Следующая реалия: бизнес, который еще лишен квалифицированного персонала среднего звена, привык решать все вопросы собственными силами. У многих компаний есть свои корпоративные университеты (это слегка напоминает дореволюционные школы при заводах). Они отличаются повышенной эффективностью, так как обучающиеся не получают «лишней» информации.

Руководитель макрорегиона «Северо-Запад» лизинговой фирмы «Анкор» в Санкт-Петербурге Светлана Яковлева говорит, что ей случается часто слышать от работодателей то, что «наполнение» среднего образования их требованиям не соответствует (говорится о технических специальностях).




Работодатели в результате вынуждены в рамках корпоративного образования дополнительно обучать новых сотрудников перед тем, как допустить их до работы.

Директор отдела персонала петербургского торгово-строительного дома «Петрович», специализирующегося на торговле строительными материалами, Лариса Гриценко считает, что сегодня система обучения работников компании «с нуля» эффективнее, чем сотрудничество с торговыми колледжами. Она говорит, что логичнее выбрать готовых к обучению кандидатов и за 2-3 месяца дать им знания, которые необходимы именно в этой компании. При этом затраты на обучение этих сотрудников не превысят 2 млн. рублей в год (компании бы хватило государственной субсидии на 10 лет). В рамках корпоративного образования с новыми сотрудниками работают 5 штатных тренеров, на оплату труда которых и направлены эти деньги, а поставщики проводят бесплатные семинары и тренинги, где рассказываю об особенностях их продукции.

Из ПТУ – в колледж. В советские времена система соотношения среднего, высшего и начального образования выстраивалась более органично – в вузах было меньше мест, в техникумах – больше. Не было такой разницы в престиже: даже отличники могли отправиться за средним специальным образованием, если хотели быстрее повзрослеть. Зарплаты рабочих и инженеров, имеющих высшее образование, в то время не всегда отличались в пользу инженеров. Все регулировалось при желании. В послевоенное время стране больше нужны были квалифицированные строители, а не учителя, поэтому тем, кто поступал в профильные ссузы, выдавалась дополнительная карточка на хлеб. И «голодная философия» была мене востребованной, чем сопромат. Сегодня проблемы схожие, государство пытается снова отделаться карточками, но времена изменились и необходимы новые решения.

Представители ссузов утверждают, что за последние годы выросло количество желающих поступать к ним. Председатель совета директоров ссузов Санкт-Петербурга Виктор Смирнов утверждает, что в 2010 году конкурс поступающих увеличился – два человека на одно место, в 2009 году этот показатель был равен 1,66. Свою роль сыграл кризис: люди рабочих специальностей рисковали меньше попасть под сокращение, поэтому привлекательность этих специальностей выросла. Виктор Смирнов говорит, что сегодня отношение к СПО постепенно меняется. – «Абитуриенты охотнее идут к нам. Но проект «Образование» закончен, появятся новые программы, но финансирование уже будет меньше. Хотя современные работодатели заинтересованы в выпускниках наших заведений и готовы даже участвовать в софинансировании ссузов».

Эксперты подтверждают, что сегодня действительно есть определенный сдвиг, но он пока касается лишь желания работать, а не качества подготовки. «Выпускники СПУ сегодня более подкованы относительно этапов процесса устройства на работу, больше интересуются возможностью карьерного роста, - делится наблюдениями Светлана Яковлева. – Увеличилось количество выпускников, которые желают работать по специальности. Большинство из них ориентированы на продолжение обучения в дальнейшем – или продолжение обучения в вузах по своей специальности, либо приобретение практических навыков в ходе работы по специальности». Светлана Яковлева считает, что данные изменения свидетельствуют о том, что уровень общего образования выпускников ссузов, их мотивация на работу по своей специальности стали выше. Это может являться как следствием эффективной работы преподавателей ссузов, так и результатом естественных изменений в обществе.

Пролетарии, объединяйтесь. Обучение в системе начального и среднего профессионального образования, каким бы оно ни было, оно играет важную роль, привлекая людей в профессию в том возрасте, когда это еще возможно. Именно поэтому работодатели признают его необходимость. Но ему не достаточно раскрученности и денег: у таких учреждений практически нет сильных брендов, мало общежитий, где бы могли проживать приезжающие студенты, нет средств для формирования сильного штата преподавателей. Но самое главное – нет определенной концепции развития. В решении данной проблемы мог бы помочь взгляд на европейских соседей, у которых несколько десятилетий назад и была позаимствована система «сокращенного» образования. И престиж, и сильные бренды, и возможности привлечения финансов есть у вузов, с которыми учреждения СПО и НПО могли бы объединиться, т.е. работать аналогично зарубежным колледжам, которые в своем большинстве существуют при крупных университетах. Другой путь – субсидирование корпоративных университетов – грозит явными злоупотреблениями.