Существует миф о креативности, ограничивающий творческое мышление. Он заключается в том, что нужно мыслить не по шаблону. Нет ничего дальше от истины, чем эти слова, так считают многие креативщики. Чарльз Эймс, известный дизайнер-модернист, эту мысль выразил такими словами: «Дизайн во многом зависит от ограничений».
Миф о нестандартном мышлении связан с заблуждением о том, что именно является креативностью, а что нет. Креативность в современном представлении является чем-то «сумасшедшим» и «странным». Но в действительности креативность не относится к магии или божественному вдохновению.
Речь идет о процессе решения задач (проблем), и по определению, задача – это лимит, ограничение, общепринятый стандарт.
Одним из красочных примером служит работа фотографов. Они создают творения, выбирая из общей картины для себя лишь небольшой эпизод, с которым затем продолжают работать. В пределах данного маленького кадра они устанавливают приоритеты и раскрывают взаимоотношения. В творческом процессе решения задачи или проблемы сложным является то, что как творец, вы должны самостоятельно дать формулировку этой проблеме. Также вы должны самостоятельно найти эффективное решение. Данный процесс может быть достаточно сложным, как эмоционально, так и в интеллектуальном плане.
В интеллектуальном плане – вам нужно устанавливать приоритеты, определять границы, отбирать модели и взаимосвязи из общего материала. Часто данный материал образуется в процессе мозгового штурма. В результате этого процесса в голове возникает множество хаотичных идей, которые еще не сформированы до конца, какие-то намеки на искомый результат и тому подобное.
Может быть, сейчас вы уже «привели все мысли в порядок». Возможно, вы выходили из «мозгового штурма» и проводили некоторые разминочные игры. И сейчас вы чувствуете себя компетентным и творческим человеком. Но чтобы стать по-настоящему креативным, вам нужно «убрать» беспорядок – объединить фрагменты в одно целое, что сможет начать работать и приносить пользу.
Для того чтобы разобраться в «беспорядке», который образовался, необходимо потратить много энергии, силы воли и времени. Также это может оказаться сложным для человека в эмоциональном плане. Часто приходится расставаться с идеями, которые казались идеальными, менять планы, к которым вы привыкли, но они не соответствуют правилам «вашего стандарта». Правила можно изменять всегда, но платить вы будете за это своими эмоциями.
В отличие от многих других проблем, с эмоциональными проблемами обратиться практически не к кому, кто бы мог помочь понять, подсказать, на правильном ли пути вы сейчас находитесь, какие правила лучше, либо какой из «стандартов» нужно использовать. На эти ответы нет определенного верного ответа. Правильнее сказать, что ответов может быть несколько или же наоборот, ни одного. И вся ответственность за выбор пути лежит только на вас. Это огромная ответственность, которая может «парализовывать».
Не удивительно, что часто в компаниях после мозгового штурма творческий процесс приостанавливается, в то время, как создание идей проходит открыто, а затем остается незавершенным. Сокращение количества этих идей носит ограничительный характер, что делает процесс утомительным. Положительная сторона - восприятие творческого процесса в качестве инструмента для решения задач и, в конечном счете, определенным освобождением. Во-первых, эти все умники с превосходно развитыми способностями поймут, что они гораздо талантливее, чем думали сами.
Если рассмотреть творчество в качестве решения проблем, то этот процесс покажется не таким пугающим, хотя и может утратить свою загадочность и очарование. Кроме того, если творческие задачи можно решать путем рационального анализа, то их можно делить на небольшие части, которые решить будет легче.
Нужно отметить, что сам процесс рения проблем компании и попытки создать что-либо стоящее приводят к созданию новых идей. Парадоксально, но факт, что мышление в определенных «рамках» может оказаться одной из наиболее результативных техник мозгового штурма, чем все используемые ранее. Чарльз Эймс именно это имел в виду, когда писал: «Я приветствую ограничения».
Если креативное творческое мышление не имеет определенной структуры, то оно, как правило, бесполезно. Некоторое время может казаться, что создание множества перспективных идей – это великий прогресс. Но для того, чтобы идеи перешли во что-то инновационное, необходимо создать определенные стандарты и работать, опираясь на правила собственного творения.