Итак, как мы сказали в заключение второй части статьи, сейчас мы постараемся развеять недоверие к формулировке человеческой сущности путем русского речевого оборота на простом примере.
Если мы характеризуем человека признаками – низкий или высокий, худой или толстый, узкоплечий или широкоплечий, коротконогий или длинноногий и т.д. При этом спросим – существенны ли данные характеристики?
Мы уверены в ответе, что характеристики несущественны (т.е. не существуют, поскольку не характерны для существа).
Если мы охарактеризуем человека другими признаками – бессовестный или совестный, злой или добрый, равнодушный или сострадательный и т.п. И спросим снова – а данные характеристики существенны для человека или нет?
И здесь мы уверены в ответе, что они существенны (то есть существуют, поскольку характерны для существа). Замечаете, как русский оборот речи признает материальный компонент несуществующим, а нематериальный – существующим элементам?
Так, сам русский язык отвечает на вопрос – что такое человек? И немного выше мы детализировали данный ответ.
А ответ этот предполагает совсем другую постановку смыслов бытия человека, чем постановка, которая преобладает в нашем современном мире. Причем совсем другую постановку смыслов бытия и социального, и индивидуального.
Этот вывод требует вполне логично осуществления выбора одной из сторон двойственности человека, упомянутой ранее, для воздействия, руководящего над ним.
И «темные силы», зная двойственность человека, которые всегда руководят и действуют на ту сторону сущности человека, на которую им только и под силу действовать – материальную, властвуя над его потребностями.
Данное руководящее воздействие отлично сформулировал Муаммар Каддафи: «Свобода человека не может быть полной, если его потребностями управляет кто-то другой. Стремление к постоянному удовлетворению потребностей ведет к порабощению человека человеком, также потребностями порождается эксплуатация. Удовлетворение потребностей – действительно проблема, которая существует, и, если своими потребностями управляет не сам человек, то возникает борьба».
Но уже было сказано, что руководящее действие уместно лишь тогда, когда появляется второй субъект воли. А если индивидуальных субъектов воли множество, то они образуют человеческую общность, которая усложняет процесс воздействия руководства. Данная общность при этом является неизбежной и необходимой средой обитания человека, вне которой сущность человека не может формироваться.
Предлагаем ряд определений, где мы постараемся проследить цепочку бытия человека в аспекте – человек – социум – управление – власть.
1. Истинная сущность человека в качестве подобия Божия неизбежно и необходимо предполагает его социальную среду обитания в качестве среды множественной общности подобных ему сущностей.
2. Оптимальность процесса бытия среды социуму неизбежно и необходимо обеспечивается характером осмысленности, справедливости и созидательности данного процесса.
3. Формирование характеристик созидательности, осмысленности и справедливости процесса бытия среды обитания человека в социуме предполагает неизбежную и необходимую организацию ее в некую социальную систему.
4. Оптимальное бытие каждой социальной системы гарантируется оптимальностью ее управляемости.
5. Оптимальность управляемости каждой социальной системы гарантируется единством постановки смысловых задач и смыслов ее бытия.
6. Реализация единства смыслов и решение задач каждой социальной системы подразумевает неизбежное и необходимое присутствие системной социальной руководящей иерархии.
7. Каждая структура социальной руководящей иерархии неизбежно и необходимо всегда имеет двусторонний характер и подразумевает присутствие руководящего социального компонента (то есть субъекта руководства) и управляемого компонента (то есть объекта руководства).
8. Осуществление единства смыслов бытия каждой социальной системы можно достигнуть через единоволие ее управленческой системы.
9. Функциональное проявление единоволия иерархии управления реализуется через изъявление воли управляющего компонента социума (субъекта руководства), которая подлежит беспрекословному и безусловному ее выполнению управляемым компонентом социума (то есть объектом руководства).
Все указанные пункты можно построить в одну логическую цепочку – человек – социум – социальная система – руководство (управленческая иерархия, управление) – единство смыслов бытия – единоволие – власть (проявление едномыслия в единоволии).
То есть власть – это диктат воли одной стороны общества другой стороне. Понятие единства смыслов бытия людей при этом не исключает индивидуального разномыслия по отдельным вопросам осуществления единства смыслов бытия общества.
Другими словами, социальная идея должна быть лишь одна. И социальная идеология в качестве теории осуществления идеи тоже должна быть одна.
А вот воплощение идеологии в действительности, что зависит от социальной психологии, ситуационной обстановки в обществе, национальных традиций, других факторов, может быть осуществлено разными способами.