Нехватка коучинга топ-менеджерам ведущих компаний России

Нехватка коучинга топ-менеджерам ведущих компаний России

Исходя из практических данных многих исследований, большинство компаний стало всё чаще привлекать внешних коучей. Основная задача бизнес-коучинга – это способствование развитию большого потенциала организации и лидерских качеств руководства, однако в России коучей нанимают не для этого, а для решения текущих проблем топ-менеджеров. Об этом на конференции под названием «Психоанализ и бизнес» сообщили Алексей Улановский и Светлана Чумакова. Эту конференцию организовал НИУ ВШЭ.

Решение конфликтов коучами. Услуги коучей становятся всё более популярными в деловой среде в России в наше время, хоть бизнес-коучинг является относительно молодым явлением, которое появилось в стране приблизительно в 1990 годы.




Понятие бизнес-коучинга можно достаточно широко трактовать, но чаще всего его понимают как профессиональную помощь в быстром и положительном развитии компании, повышении её эффективности. На данный момент существует большое количество направлений делового коучинга, методик различных авторов, которые могут нередко в профессиональной среде вызывать путаницу и трудности в выборе определенных коучей у клиентов-компаний. При этом многие клиенты имеют не всегда четкое представление насчет того, какие именно изменения они хотят получить от собственных работников и от себя, а также какую роль во всем этом процессе они отводят тренеру.

Светлана Чумакова является директором академии коучинга и на презентации собственного доклада под названием «Коучинг в организациях и в бизнесе. Запросы и формы применения» задала хороший риторический вопрос относительно того кто же такой тренер – это прекрасный рыцарь на своём белом коне, который мгновенно все изменит и приведет организацию к олимпийским победам и наградам или всё же вдумчивый эксперт, который способен помочь найти правильный выход из ситуации?

Распространенная и известная причина пользования услугами тренеров топ-менеджерами компаний – это необходимость решение конфликтов. Исходя из данных международных исследований запрос № 1 для бизнес-коучинга – помощь в разрешении конфликтных ситуаций. Это является актуальной проблемой по всему миру для разнообразных компаний. Эксперты и ученые довольно часто обращают внимание на конфликты поколений. Это напрямую связано с тем, что представители разных поколений X и Y отличаются в собственных подходах ведения бизнеса и работы. Проблема конфликтов в российском контексте усложняется советским наследием относительно стиля управления. Чумакова считает, что большим источником конфликтов среди топ-менеджеров в российском бизнесе является именно советский стиль управления, который всё еще живет на клеточном уровне. Этот стиль может проявляться даже среди сильных и современных топ-менеджеров, которые по натуре являются лидерами.

Текучка гораздо важнее развития

Если конкретно рассматривать запросы организаций на коучинг, то наиболее востребованным в международном контексте является executive коучинг (тренировки первых лиц организации). Об этом сообщил Алексей Улановский – руководитель практики коучинга организации BESTT&DGroup. Он представил всем результаты международного исследования, проведенного в 19 странах, которое включало 235 внешних и внутренних коучей компаний с определенным количеством (от ста до двадцати тысяч человек).

Результаты исследования показали, что около 57 % компаний пользуются услугами бизнес-коучей. Больше половины разных организаций используют внутренний коучинг на протяжении 4-20 лет. Российская Федерация не была включена в это исследование, но спикер попытался отметить, что результаты, скорее всего, отличались бы от западных в меньшую сторону и по времени использования этой услуги, и по широкой распространенности обращения к ней.

Если оценивать запросы по степени приоритетности по оценкам экспертов-коучей, которые были опрошены, то они распределились таким образом: коучинг для лидеров (поведенческие изменения), бизнес-коучинг карьерного успеха, развитие и выполнение деятельности, межличностные и коммуникативные навыки, коучинг работников среднего уровня. Если говорить о коучинге для лидеров (лидерский), то Улановский отмечает, что есть прямая и тесная взаимосвязь между уровнем лидера и продолжительностью коучинговых интервенций. Говорят, чем выше является уровень лидера, тем самым дольше продолжается коучинг. Что касается руководителей низшего звена, то продолжительность работы с коучем составляет до 6 месяцев, в свою очередь, для топ-менеджеров – до 14.

Основная задача коучинга – постановка цели, выявление и поиск необходимых ресурсов. Как показывает практика, истинные запросы организаций часто отличаются от тех, с которыми должны работать коучи и от официальных запросов. Алексей Улановский отмечает, что организация заказывает коуча для решения какой-либо внезапно появившейся проблемы у топ-менеджера. Например, работник не может справиться с какими-либо заданиями и ему необходима помощь, допустим, в тайм-менеджменте. По его словам эта особенность может проявляться в условиях такого бизнеса, как российский, потому что он пока только привыкает к пользованию услугами коучинга.

Такую глобальную тенденцию доказывают результаты исследования. К примеру, более востребованным запросом от организаций является тимбилдинг, но он не чистая прерогатива коучинга.

Человеческие ресурсы и психоанализ в бизнес-коучинге

Решить глобальные вопросы, касающиеся прогресса и роста человеческих ресурсов в компании можно с помощью психоаналитического подхода в бизнес-коучинге. Это хоть и старая, но зарекомендовавшая себя практика позволяет рассмотреть какую-либо ситуацию поглубже уровня декларируемых задач и целей.

Улановский утверждает, что бизнес-коучинг и психоанализ на протяжении долго времени считали оппозиционными вещами. Но всё-таки психоанализ в работе с компаниями, развитием и ростом лидерства и коучинга – хорошо зарекомендовавший себя и устоявшийся подход. Однако существует большая разница между психоанализом в бизнесе и классическим психоанализом (на кушетке). Например, количество походов к психоаналитику в классическом психоанализе не может определяться исходным запросом, и эта продолжительность сеансов возможна «до самого победного». А вот в психоаналитическом коучинге продолжительность связана с определенным, конкретным результатом и самим запросом клиента. При этом сессии могут проходить в каком-либо удобном месте, так как ограничений в виде офиса-кабинета коуча-консультанта не существует. Что касается времени сессии, то оно изменяется от получаса до 2 часов. Улановский поясняет, что вполне могут допускаться комбинированные техники диагностики и методы, не обязательно они должны быть чисто психоаналитическими. Нужно стараться избегать излишнего ухода в травматический опыт, неожиданных обрывов темы и завершения работы, не дав возможности договорить человеку. Необходимо отдавать предпочтение традиционным процедурам для бизнес-коучинга – резюмированию и стремлению к законченности на каждой сессии. Недопустимым является уход клиента от коуча в плохом и разобранном состоянии.

Конечно же, психоанализ в бизнес-коучинге может значительно проигрывать по своей краткосрочности и обещаниям иным видам коучинга, но всё-таки в это же время, коучинг является эффективным, так как в краткосрочном формате можно спокойно решить отдельные поведенческие запросы любого клиента. А вот можно ли за кротчайшие сроки содействовать глубокой трансформации личности в бизнес-коучинге? Это уже достаточно сложный вопрос и пока нет конкретных исследований, которые бы смогли это подтвердить.