Знаем ли мы об измерении времени?

Знаем ли мы об измерении времени?

Люди и вовсе забыли покой. Все куда-то постоянно бегут, нервничают и суетятся. Жители Земли забыли о словах «расслабление», «сосредоточение» и «миросозерцание». Чем старше человек становится, тем быстрее для него течет время. Почему же так происходит?

Вечный дефицит времени. Мы перестаем замечать минуты, часы и дни, потому что вечно находимся в какой-то гонке. Надо успеть на работу, подработать, побывать с семьей, друзьями. А времени все равно не хватает.




За ним гонится не только человечество, время – это высшая ценность для любой сферы конкурентной экономики, в частности микроэлектроники. Прогресс не остановить. Новые микроэлектронные товары появляются все быстрее. И их жизненный цикл все короче.

Известный писатель из Германии Ганс Энценсбергер, пожалуй, лучше всех обозначил современные возможности измерения времени. По его мнению, ничто не стоит так дорого сегодня как время. И меньше всех этой роскошью обладают люди, которые сами привыкли к богатству. Топ-менеджеры, называемые управленческой элитой, которые вершат судьбы мира и стоят во главе крупнейших финансовых корпораций, не могут сами распоряжаться временем. Их расписания составлены на годы вперед.

При этом в вечной гонке на втором плане остается качество. Даже крупнейшие и известные мировые автоконцерны отзывают уже проданные авто лишь потому, что в конкурентной гонке в них обнаружены достаточно серьезные дефекты.

Человечество забывает о природном временном континууме

По словам немецкого историка Карлхейнц Геслера, если бы люди занимались адекватным измерением времени, умели ждать, тогда экономия того же времени и денег оказалась бы грандиозной. Например, множество крупных компаний выпускают товары, которые оказываются хуже предыдущих.

От человеческого пренебрежения временем очень страдает природа. Так, немецкие власти сделали вывод, что если человек вмешивается в природные процессы, ему нельзя забывать, что природное измерение времени существует несколько иначе, нежели человеческое. Так, регенерация экологической системы Земли после загрязнения может протекать десятилетия, если не столетия.

Опасности ускорения уже почувствовали и в Европе. Так, согласно опросам, европейцев пугает резкое ускорение жизненного темпа, например, мегапоток электронной информации из СМИ и всемирной сети. Поэтому некоторые из них возвращаются к старым формам общения, например, эпистолярному жанру.

Человечество привыкает наслаждать временем

Внутренне большинство из нас отторгают вечную нынешнюю гонку, последствие глобализации. В европейских городах в моду входят сельхозярмарки. Многие становятся поклонниками «слоуфуда», т.е. медленного питания. Это движение зародилось в Италии около сорока лет назад. Логотип – улитка. Его поклонники – приверженцы не только вкусной пищи, но и забытого измерения времени, при котором можно не есть на ходу, а, действительно, наслаждаться потреблением пищи.

Пятнадцать лет назад поклонники слоуфуда пошли еще дальше и организовали целый союз городов под названием «Читтаслоу». Буквальный перевод - «медленный город». Хотя инициаторы его основания утверждают, что это город, в котором просто удобно жить. В союзе – более восьмидесяти населенных пунктов. В каждом из них – не более полусотни тысяч жителей.

Еще в середине прошлого века Томас Манн утверждал, что время - это бриллиант, который надо ценить. Оно нужно, чтобы мы становились лучше. Время само по себе - это мир. А бегство от него – это война.

В Бремене занялись распределением времени

В Бремене появилось «Бюро времени». Основная его функция - распределение и адекватное измерение времени. По словам его сотрудников, вся их деятельность посвящена тому, чтобы потерь времени было меньше, чтобы не существовало спешки и гонки в современном мире, а значит и стрессовых ситуаций. Компания способствовала созданию специальной транспортной биржи. Биржа занимается тем, что согласовывает железнодорожные и автобусные расписания.

По дорогам современных мегаполисов нельзя передвигаться быстро. Возникают постоянные пробки. Они – болезнь современного века. Сейчас большинство жителей крупных городов утверждают, что не готовы справиться с таким ускоренным жизненным темпом.

По словам того же Гейслера, скорость пагубна как для человечества, так и для природы. Кроме того, скорость – крайне раздражающий фактор. Пользу же и человечеству, и природе приносит лишь то, что способствует взаимному согласию. Он вспоминает в данном случае сказку о зайце и еже. Заяц носился от цели к цели и умер рано. А еж жил не один и имел время поразмыслить, поэтому его жизнь была длиннее.

Так сотрудники бюро проводят не только семинары по основам управления, но и занимаются с теми людьми, которые подвержены очень сильному стрессу. Один и способов лечения - несколько так называемых «медленных дней». В течение этого времени люди должны выполнять обычные движения, только медленно, будто медитируют.

Капитализм становится всеобъемлющим

По мнению ученого Рехейса, капитализм навязывает свой стиль жизни, который нельзя назвать разумным. Так он приводит в пример экосистемы многих развитых стран. Ученый считает, что они находятся в критическом положении. Дело в том, что системы имеют свое время, оно отлично от человеческого времени. Системное время имеет свои рамки: от состояния системного неравновесия до этапа системного равновесия. Страдает не только природа, но и человеческое тело. Оно тоже является экосистемой. Если к организму относится без учета его физических и психологических особенностей, он будет разрушаться.

В гонке за временем кроется конфликт. Так немецкий ученый Глотц говорит о том, что вскоре может возникнуть конфликт между скоростью и процессом замедления. Проще говоря, между обычными жителями развитых стран и аутсайдерами, которые не способны конкурировать на рынке труда. Вероятно, это война уже началась и неизвестно, когда закончится.