Главной проблемой рынка труда России является то, что очень медленно появляются новые рабочие места. Такого мнения придерживаются специалисты, принимающие участие в работе над «стратегией-2020».
Даже те вакансии, которые все же появляются, не предлагают высокую зарплату, не отличаются значительной производительностью, для них не нужен высокий уровень квалификации. Все эти факторы, а также увеличение издержек на работу, пессимистическая демография никак не способствуют росту экономики.
Более того, подобные тенденции сохранятся и в будущем, и в ближайшее время, скорее всего, ничто не сможет спасти ситуацию.
По словам В. Гимпельсона, возглавляющего Центр трудовых исследований Высшей школы экономики, одного из тех, кто работает над «стратегией-2020», занятость населения более-менее стабильна; но от различных потрясений, которые претерпевает рынок труда, меняется уровень заработных плат. Уже существующие рабочие места не ликвидируются, не появляются и новые вакансии; процесс обновления протекает весьма вяло. Эксперт также сообщает, что в государствах с развитой экономикой уровень производительности труда во многом увеличивается за счет реаллокации штата, которая связана с уничтожением рабочих мест с плохой производительностью, и организацией таких, которые отличаются высокой производительностью.
Российские законы, касающиеся сферы труда, отличаются значительной жесткостью, они во многом ограничивают работодателей. Так, по словам специалистов, работодатели не имеют возможности полностью самостоятельно решать вопросы, касающиеся количества рабочих часов, увольнения и приема на работу сотрудников и т. д.; также они обладают множеством соцобязательств. Таких жестких рамок нет ни в одной развитой стране. Как итог – правила трудового законодательства не выполняются в полной мере.
Трудовой кодекс, являющийся действительным на данный момент, не обеспечивает защиту наемным работникам; наоборот, они оказываются вне правового поля. Он «не видит», что сейчас происходит на самом деле (на сегодняшний день очень много специалистов работает удаленно, не полный рабочий день, и т. д.). Особенно страдают от нынешних реалий люди, которые ищут работу.
По мнению экономистов, ситуация может развиваться при помощи одного из двух возможных сценариев. Так, в случае модернизационного сценария все институциональное поле усовершенствуется, подвергнется структурным реформам. Второй сценарий – инерционный – не такой оптимистичный; он предполагает, что в ближайшее время все нынешние тенденции будут сохранены.
По словам специалистов, в будущем необходимо «сменить курс» и защищать не существующие рабочие места, а работников. При этом очень важно уменьшить издержки увольнения, если нормы трудового кодекса будут для всех равны, и обойти их не получится. Необходимо заполнить существующие «пустоты», больше не использовать пункты, не приносящие пользы, ликвидировать ряд внутренних противоречий – благодаря этому законы упростятся, станут прозрачными и легкими в исполнении, от чего рынок труда только выиграет.
По мнению Гимпельсона, экономике России пойдет на пользу создание большого количества самых разных рабочих мест. Однако, при условии отсутствия спроса на товар и люди, которые заняты его производством, не считаются «ценными». Но может ли быть высоким спрос, если наивысшая планка уровня заработных плат на производстве равняется десяти тысячам рублей, а количество рабочих мест регулярно уменьшается?
Чтобы оптимистичный, модернизационный путь стал реальностью, необходимо увеличить целевую группу тех, кто может принимать участие в переподготовке или подготовке «с нуля», поменять нынешние механизмы соцзащиты. При этом никак не обойтись без системы, позволяющей оценивать эффективность действий, базирующейся на выводах ученых. Также обязательно должна быть организована база данных тех, кто занят, а не только людей, не имеющих на данный момент работы.
Осуществление модернизационного сценария возможно только при условии реализации ряда реформ в сфере экономики. Также специалисты советуют не забывать, что все это будет происходить не сразу, а на протяжении длительного промежутка времени. Риски, которые сопровождают «трудовые реформы», вынуждают хорошо эти реформы прорабатывать; необходимы также меры, касающиеся иных областей соцполитики, экономики. Если не будет совершенствоваться экономика, не стоит ожидать позитивных изменений и на рынке труда.
Эксперты считают, что при условии отсутствия макроэкономических шоков для отечественной экономики, скорее всего, трудовой рынок будет развиваться по инерционному сценарию. Так, по мнению Гимпельсона, вероятность реализации данного сценария с сохранением предыдущих тенденций довольно высока.