Всем известно, что работая с фрилансером, можно получить и отличный результат, и головную боль. Но лишь немногие знают, от чего зависит результат. Мы знаем. И расскажем вам. Почему заказчики работают с фрилансерами? В основном – из-за экономии. Практически всем услугам фрилансеров есть аналоги в виде агентств, студий и т.д. Но цена услуг таких компаний намного больше, чем услуг фрилансеров.
Ведь компании приходится оплачивать множество различных издержек. Разница в цене может достигать нескольких порядков. При этом исполнителем заказа может стать один и тот же человек (компании также используют услуги фрилансеров). А раз так, то зачем платить больше? И решает заказчик найти себе работника на биржах фриланса.
А потом начинается традиционная песня с нехорошими словами. Заказчик винит исполнителя в том, что он не так сделал заказ, провалил сроки, а исполнитель винит заказчика, что тот платит мало и постоянно меняет свое «видение». Так эти бодания и продолжаются.
Ужас. А все из-за того, что есть секретная информация, которую не знают ни исполнители, ни заказчики. Знание этой информации волшебно действует на бизнес-процессы – повышается производительность, работа спорится, выполненное задание сдается по утвержденному графику. А без этих знаний ничего подобного нет, только раздоры. Мы откроем вам этот секрет, магическую формулу: «Фрилансер – это не компания!»
Наверняка, вы не готовы сразу постигнуть истину, поэтому объясним детали. Почти все заказчики, у которых возникают проблемы с фрилансерами, считают, что основное отличие фрилансера от компании – цена. В этом и есть ошибка, которая приводит ко многим бедам.
При обращении к фрилансеру, заказчик ждет такого же уровня организации и менеджмента, как от компании: переговоров на высоком уровне, трезвого подхода к обязательствам, контроля сроков работы. В специализированных компаниях эти функции обычно лежат на разных людях. Одни ставят задачи и следят за их исполнением, за сроками, другие ведут переговоры, а третьи – выполняют поставленные задачи.
Фрилансер же – конечный исполнитель, который может быть великолепным дизайнером, но никаким переговорщиком. У него могут быть проблемы с планированием времени. Ему, может быть, трудно составить задание на дизайн со слов заказчика. В результате – проблемы. Например, заказчику рекомендовали человека, как крутого специалиста, его портфолио – выше разных похвал, а процесс не идет. И расстались, оставшись друг другом недовольны.
Конечно, есть фрилансеры, которые обладают всеми этими компетенциями. Но их мало, а цены на свои услуги они выставляют иногда даже выше, чем в аналогичных компаниях. В-третьих, бывает так, что компетенции планировщика и переговорщика перевешивают у них, собственно, те которые нужны. Тогда происходит перекос в другую сторону.
Например, немногие доверят программирование серьезного проекта человеку, который отлично проводит переговоры и демонстрирует высокий уровень социальной компетенции, потому что переговоры и программирование – навыки противоположных сторон. Когда очень хорошо одно, то редко бывает так, что и второе тоже очень хорошо.
Итак, фрилансер – не компания. Поэтому, если хочется получить от него полноценную отдачу, то в этом случае не нужно ожидать такого же уровня менеджмента. Наоборот, нужно взять на себя те функции, которые в специализированных компаниях лежат на коллегах исполнителя.
Примерно так:
- Необходимо детально и четко заранее описать стоящую задачу. Ведь никто не будет сортировать наш поток сознания и из словесной информации формировать техзадание. Если этого не сделать в самом начале, то угроза над проектом нависнет сразу, еще до начала его исполнения.
- Нужно четко спланировать бюджет. Если он сильно ограничен – выбирать работников, которых устраивает такая оплата, не стараясь «прогнуть» исполнителя, у которого высокие цены за работу. Ведь, если его уговорить работать на условиях, которые ему не интересны, то проект может оказаться брошенным на полпути.
- Нужно приложить максимум усилий, чтобы у исполнителя не осталось вопросов без ответа. Все вопросы, которые он задал, должны быть закрыты. Более того – мы должны постараться определить, о чем исполнитель не спросил, забыл, но что для него может быть важно. В компании это делает руководитель проекта. В работе с фрилансером, это нужно делать самому заказчику.
- Проявлять мудрость и опыт в отношении сроков. Сроки, которые называет исполнитель, утверждать нужно, но для себя их умножать на 1,5-2 – на практике доказано, что самостоятельная быстрая оценка исполнителем, обычно неверна. И здесь нет злого умысла – просто профессионал оценивает данную задачу на основе опыта решения аналогичных задач с подобными условиями, но в процессе работы появляются новые обстоятельства. То заказчик что-то изменит, то в голову придет более интересное решение, на обдумывание которого потребуется время. Точное соблюдение сроков исполнения может быть лишь на простых заданиях, которые можно выполнить за несколько часов. Кстати, если исполнитель говорит, что выполнит задание через три часа, то смело ориентируйтесь на сутки.
Мы должны трезво оценивать человеческие способности и не соблазняться на предложение исполнителя выполнить мегапроект в одиночку за пару дней. Нужно выяснить подробности, скорее всего, что исполнитель не полностью оценил задачу. Если мы не станем слепо верить таким предложениям, то у нас будет меньше оснований для конфликтов.
Мы сами должны управлять информационным обменом и взаимодействием. Назначать «контрольные точки», управлять взаимодействием, выяснять состояние дела, делать промежуточные отчеты – это все наша задача. Мы должны быть готовы описать и регламентировать все шаги взаимодействия, чтобы в них не оставалось белых пятен, о которых каждая сторона думает, что «это очевидно и так». Очевидность у каждого своя.
Когда мы четко осознаем простой факт, что в работе с фрилансером ответственность за менеджмент должна лежать на заказчике, начнем брать на себя эту ответственность, тогда работа с фрилансерами будет приносить удовольствие и многократно окупаться.