После трех лет восстановления системы среднего профессионального образования и вложения 10 млрд. рублей из бюджета, по прежнему надежнее «воспитать» специалиста в компании, чем жать его извне… В России обучение специалиста с начальным и средним образованием по стоимости достигает 150-250 тыс. рублей (примерно 45-50 тыс. за один год).
На первый взгляд не дорого. Например, чтобы получить специалиста с высшим образованием потребуется в 2-3 раза больше материальных вложений (80-90 тыс. рублей в год, большей частью из-за более высоких заработных плат преподавателей).
Но, в отличие от них, обучение специалиста среднего звена в большинстве крупных, а иногда и не очень, компаниях поставлено давно на поток. Сегодня работодатели сами обучают сотрудников намного эффективнее для себя, чем в учебных заведениях. Стоимость обучения одного сотрудника в организации может достигать 10-15 тыс. рублей в месяц. Учитывая то, что на корпоративное образование потребуется не более 2-3 месяцев, общая сумма окажется не более 50 тыс. рублей. Что дешевле минимум в 3 раза обучения в лицее в течение трех лет.
Проблема количества
Увеличение промышленного производства выявило резкую нехватку специалистов среднего звена и рабочих кадров. Ситуация стала катастрофической перед кризисом. Осень-зима 2008 года уменьшили накал, хотя специалистов, которые ценны по-настоящему, компании постарались оставить у себя. Государство, прислушалось к просьбам и жалобам работодателей, что необходимо восстанавливать систему среднего и начального профессионального образования (СПО и НПО). Для преодоления отставания в объемах, начиная с 2007 года в приоритетный проект «Образование» было добавлено специальное направление, и на СПО и НПО впервые за 20 лет стали выделяться деньги. Каждое заведение в рамках проведения конкурсного отбора имело возможность получить субсидии из федерального бюджета, объем которых составлял 20-30 млн. рублей, чем многие стремились воспользоваться. Всего за три года учреждениям СПО и НПО свыше обычного финансирования было выделено около 10 млрд. рублей в общей сумме. Только получить деньги смогли всего 320 победителей – это 5% от общего количества учреждений. Основная же часть ждет своей участи.
К моменту, когда государство стало немного заботиться о существовании техникумов, училищ и колледжей, в данной области накопилось много проблем. Начиная от того, что большинство людей просто забыли, что это такое: немногие из поколения 1990-х (и даже 1980-х) понимают разницу между техникумом и ПТУ.
Сфера обслуживания и искусства не в счет. Они не испытывали такой конкуренции со стороны высшего образования, поэтому в меньшей степени пострадали. Конечно, ни повару, ни парикмахеру оно не нужно. Высшее образование также стало преимуществом для соискателей в профессиях, которые его строго не требовали (секретарь на ресепшн с филологическим). Работодатели почему-то считают высшее образование показателем стремления к личностному росту, карьерных амбиций.
Отраслей, где нехватка среднего персонала стоит острой проблемой, несмотря на кризис, до сих пор остается много. Например, в отечественной медицине соотношение количества врачей и медсестер составляет 1 к 1,5, а требуются они 1 к 8. Такое положение даже при более высоком, по сравнению с Европой, общем количестве врачей и койко-мест на душу населения делает неэффективной российскую систему здравоохранения в целом. Легче положить человека в больницу, чем направить к нему домой медсестру, чтобы она сделала укол. Но как бы государство ни «пиарило» среднее профессиональное образование и как бы белый халат ни шел лицам девушкам, работать за 10-13 тыс. рублей в месяц большинство людей не хотят.
Проблема качества
За годы нестабильного экономического периода не всем СПО и НПО удалось сохранить стандарты качества. На платном образовании зарабатывать деньги смогли едва ли 10% заведений, в отличие от вузов. Значит, обновлять материальную базу было не на что. Хотя им она было гораздо нужнее, в большинстве случаев, чем вузам, так как здесь основные знания по большей части все-таки теоретические. Кроме того, того эти учебные заведения стали ориентироваться на детей из семей, которые социально неблагополучны. Руководитель одного из них с горечью признался: «Мы понимаем, что наш клиент – мальчик из бедной или неполной семьи».
В результате среднее профессиональное образование во многом потеряло доверие работодателей. Большинство из них предпочитают принимать на работу специалистов с высшим образованием. Хотя качество того и другого обычно не устраивает, но второго научить бывает легче, особенно если работа связана с новым высокотехнологичным оборудованием. Например, представители автомобильного бизнеса, остро нуждающиеся до кризиса в квалифицированных автомеханиках, много раз отмечали, что практически нет разницы между выпускником профильного ссуза и «мальчиком, который с детства копался в гараже с папой». Кроме того, последний даже предпочтительнее, так как у такого работника больше энтузиазма.
Директор отдела управления персоналом компании «Атлант-М» в СЗФО Надежда Боброва вспоминает, что в процессе обсуждения вопросов и взаимодействия работодателей и ссузов возникало ощущение, что общение идет на разных языках. Представители ссузов не понимают и не стремятся понять требования работодателей относительно знаний и практических навыков, которыми выпускники должны обладать, чтобы работать в автомобильном бизнесе или в какой-либо производственной сфере. Представители ссузов, в свою очередь, думают, что они все делают правильно и менять свои программы согласно требованиям работодателей не готовы.
Партнер хедхантингового агентства Cornerstone Ольга Ворошилова утверждает, что работодатели часто охотно берут на работу людей, имеющих среднее профессиональное образование, на должности, которые требуют высшего образования, если только выпускники вузов на них не идут.
«Так, на рынке фармацевтических продуктов очень востребованы представители медицинской сферы, - приводит пример она. – Как правило, чтобы человека приняли на такую должность, он обязательно должен иметь высшее медицинское образование, а также необходим опыт работы в данной области. Но люди с необходимой квалификацией не часто стремятся занимать такие вакансии. Поэтому заметна тенденция к умеренному приему на данную должность людей, имеющих среднее профессиональное образование».