От маски к имиджу человека: становление успешной зрелой личности. Часть 1

От маски к имиджу человека: становление успешной зрелой личности. Часть 1

На протяжении всей жизни человек «играет» много социальных ролей. Одни роли ему удается осваивать естественно, другие требуют усилий и выбора. Люди носят маски, которые им навязывает общество, социальная группа, в которую они входят.

Имидж – это образ, который создается о человеке в процессе общения с ним. Смысл, который заложен в маску, в принципе для имиджа остается тем же. Создавая имидж, прежде всего, человек определяет, что именно он хочет сказать о себе окружающим, какие черты его внутреннего мира нужно подчеркнуть и показать, а какие – завуалировать.




У человека двойственное отношение к социуму: с одной стороны он полностью завит от него как его составная часть, но, с другой – он свободен или хочет быть свободным от него как личность активная, способная оказывать влияние на ход событий. Поэтому восприятие социума личностью двойственно: человек его и принимает, и отвергает. Чтобы выжить, он приспосабливается к социальной реальности посредством маски. Формула «Я такой (такая), как нужно обществу» приобретает статус его социальной активности. Имидж человека или маска нужна ему для того, чтобы играть роль, но при этом оставаться самим собой. Природная маскировка является маской только у человека.

Маска в развитии человека сыграла важную роль. В первобытных обществах маска занимает такое значительное место, что под ней сложно разглядеть лицо первобытного человека. Обрядам было все подчинено так, что сложно представить себе какое-либо явление без обрядовости, пропитывающей все стороны бытия человека.

Развитие человека, тем более в наиболее значительный период детства, тесно связано с его ролевым, игровым поведением. Именно, меняя стереотипы данного поведения, он учится осознавать себя. Роли задаются ему для проигрывания того или юного сюжета либо воспринимаемыми, либо воображаемыми образами-масками. В таком образном понимании и восприятии окружающего мира самый значимый, самый сильный образ – лицо человека, особенно лицо матери.

Ребенок ищет во всем носителя действия. Даже в игрушке, которая не похожа на человека или является животным, он находит живого деятеля. Любое действие имеет для детей живой образ, от которого оно исходит. Он все время олицетворяет, т.е. наделяет маской, лицом, персонифицирует каждое явление окружающего мира, - именно в такой форме они ему понятны и приемлемы. Он не ведает логических обоснований; если есть ветер, значите, кто-то дует; если что-то летит, значит, кто-то это перемещает по воздуху и т.д.

Ребенок не отличат театра от жизни, маски, олицетворяющей какой-либо символ или действие, от лица. Игровое поведение и воображение ребенка – залог его будущего жизненного творческого развития – является следствием олицетворения им объективных явлений, персонификации в период раннего детства. Ребенок – и в дальнейшем взрослый человек – будет любить мир так, насколько глубока и многообразна была персонификация им в период раннего детства действующих сил в окружающем мире.

Маска, с которой такой внутренний театр начинается и которая способствует в природе выживанию у животных (мимикрия), у человека приобретает новый смысл. Человек может использовать маску не столько для выживания, сколько для становления личности. Благодаря маске, он учится ощущать свою личность.

Каждый человек на протяжении жизни «играет» большое количество социальных ролей. Одни роли ему даются естественно, другие требуют усилий. «Актерский» провал, как правило, является результатом того, что роль была понята неправильно или просто не принята. Личность действует и существует в контексте определенной культуры и, как утверждают некоторые исследователи, то, чем человек кажется себе, на самом деле является образом, внедренным в его сознание, созданным окружающими. Продуктивно утверждение Я.В. Чеснова, что за видимой красочностью каждой народной культуры скрывается потаенное существование человека, который опасается демонстрировать себя в качестве личности.