Интеллектуальное предпринимательство. Знания и информация. Часть 2

Интеллектуальное предпринимательство. Знания и информация. Часть 2

Знание vs информация. Ситуация в экономике в прежние времена была проще и для осмысления, и для выбора методов конкуренции. В аграрную эпоху преимущества получали те, у кого имеется плодородная земля в собственности.

В период ранней индустриализации конкурировали те, кто обеспечивал себе доступ к сырьевым источникам. Главные модели ведения бизнеса были сосредоточены на обеспечении эффекта масштаба: чем больше продукции производится, тем меньше себестоимость единицы данной продукции.




Потом на первый план начали выходить технологии. Формула бизнеса в упрощенном виде выглядела так: предприниматель покупал на глобальном финансовом рынке деньги, на их базе создавал производство, выпускал товар и продавал его так, чтобы получить прибыль и вернуть деньги. Создание стоимости бизнеса (экономической стоимости) становилось доминирующей целью, а бизнесы превращались в товар: они покупались и продавались.

Но в 90-е годы XX века формируется новый вид отношений в экономике. Знания становятся самостоятельным продуктом, и появляется новый экономический сектор. Вместе с социальным капиталом знания становятся главным источником благосостояния. Базовые стратегии бизнеса теперь тесно связаны с инновациями. Природные ресурсы уже не дают значительных конкурентных преимуществ ни для отдельных компаний, ни для стран. Только один природный ресурс может играть решающую роль – ум человека.

Итак, знания перешли в экономическую категорию, а капитализация знания стала одним из самых важных экономических процессов. Консерватор и скептик непременно скажут, что бум этот пройдет и все станет, как прежде, ведь всем нужен хлеб, металл и бензин. В период индустриальной революции говорили: «Автомобили – прихоть. А как вы хлеб убирать будете без лошади?» Сегодня производство зерновых стало наукоемкой отраслью, которая базируется на самых современных достижениях техники. Именно в этом состоит суть изменений.

Хлеб остается, но меняется инструментарий для его производства. И, что гораздо важнее, методы создания богатства на базе данного инструментария тоже изменяются. Новый инструментарий, который дали информационные технологии, делает тех, кто владеет им, более влиятельным, эффективным, успешным, динамичным. Ведь никому теперь в голову не приходит устроить соревнования между жнецом с серпом в руках и комбайнером.

Но новый тип отношений в области экономики создает много вопросов, игнорирование которых опасно и для общества, и для отдельного человека. Самый важный вопрос – что в новую эпоху станет основой конкурентных преимуществ человека. Ответ прост – знания – но он оказывается неудовлетворительным. И в начале XX столетия образованный человек обладал преимуществом перед необразованным человеком. Так что же обеспечит конкурентные индивидуальные преимущества в обществе знания?

Несмотря на то, что слово «знания» так часто употребляется сегодня, нелегко дать ему точное определение. Поиск «что есть знание?» не завершен, вокруг этого понятия не утихают споры. Сегодня ясно, что знание и информацию нужно различать, знание неформализованное и знание формализованное. Знание, в отличие от информации предполагает наличие точки зрения, намерения и убеждения, оно связано с действием, потенциальным и реальным.

Пример. Экзамен по физике. Студент рассказывает теорию вопроса складно, воспроизводя правильно информацию из учебника. Но знает ли он этот материал на самом деле? Ответ можно получить, если предложить ему решить задачу по данной теме. Если он правильно решит задачу – значит, он обладает знанием, если нет – значит, он просто воспроизводит то, что ему удалось запомнить. Только применив к конкретной проблеме информацию, то есть, произведя действие, мы можем убедиться, что мы обладаем знанием.

Есть еще два важных аспекта знания. Во-первых, знание дает возможность интерпретировать опыт. Обладая разными знаниями или разным объемом знания, мы получим разную интерпретацию как социального, так и индивидуального опыта. Во-вторых, с помощью знаний мы можем строить видение будущего более качественно.

Знание – мостик между проектируемым видением будущего и имеющимся опытом. И интерпретация опыта, и формирование видения будущего при этом опираются и на неформализованные, и на формализованные знания.

У представителей делового сообщества работа с будущим, как правило, связана с формированием прогноза. Например, нужно предсказать спрос на определенный товар в следующем году. На базе данного прогноза, можно спланировать действия в сфере производства и сбыта. Но видение будущего принципиально отличается от прогнозирования: его нужно формировать не как прогноз, а как действительную и, что важнее, соответствующую намерениям индивида картину. У видения будущего субъективная основа и оно предполагает, что субъект – компания или человек – будет прилагать усилия для превращения данного видения в реальность.

Чтобы создать картину будущего нужно поместить себя в это будущее и оценить то, что происходит сегодня «оттуда». Такая оценка настоящего необходима для планирования действий в настоящем. Отсюда вывод, что прогноз ориентирован на проектирование действий в будущем, а видение будущего – на оценку действий сегодня с точки зрения будущего. Подобное видение позволяет выработать правильную стратегию, но для этого недостаточно информации – необходимо знание.

Так, видение будущего и стратегические намерения объединяют действие и знание, делают знание ориентированным.