Система образования элитарного типа в эгалитарно построенном обществе. Часть 2

Система образования элитарного типа в эгалитарно построенном обществе. Часть 2

Открытость  и эффективность. Вполне естественное желание в сложившейся ситуации — посмотреть, как функционируют другие системы, послушать тех личностей, которые формируют лицо данных систем в нынешнем мире.

Ректор Итонского колледжа Эрик Андерсон: «Говорить об элите следует в широком смысле этого слова — об элите в технике, науке, искусстве. Очень важно, чтобы людей, учащихся в престижных вузах, готовили для различных областей общественной жизни. Честность, эффективность, готовность к командной работе и инициативность — присутствие всех указанных качеств поможет уже в возрасте 18 лет осознать, подходит ли человек для нужд государственной службы».




Бывший посол Великобритании в Российской Федерации сэр Родерик Лайн: «Мы не используем слово «элита», считая, что оно некорректно. И у нас не имеется определенной системы по подготовке элит, но понятие как таковое существует. Мы не нуждаемся в династической элите. Нам нужны открытые и талантливые люди, понимающие, что представляет собой конкуренция».

Ректор Уорвикского университета Найджел Трифт: «Во время подготовки кадров для нужд государственной службы основополагающими являются три компетенции: умение достигать результата, интеллект и коммуникативность или умение налаживать связи с другими людьми. Мы всегда требуем, чтобы наши обучаемые умели убедить, донести до других людей собственные представления. Мы постоянно требуем, чтобы они добровольно работали с безработными, с пенсионерами. Они должны понимать, как необходимо работать в службах социальной сферы»

Председатель правления Брайтонского колледжа Лорд Роберт Скидельски: «Английская система по подбору кадров основывается на умении человека нетрадиционно, творчески подойти к решению какой-либо проблемы, а не просто, исходя из квалификационных признаков. Для нас энциклопедическое образование руководителя, его кругозор важнее, чем объем усвоенных им только профессиональных знаний.

Традиции, по которым пополнялась британская элита за счет мужчин-выходцев из высшего сословия, сейчас уступают необходимости большего доступа различных общественных слоев. Но для того, чтобы смочь управлять, надо иметь способность к этому. Когда мы обращаемся к вопросам элитарного образования, мы говорим о предназначенности образования для более активных, более талантливых, более заинтересованных представителей нашего общества. Элита является попыткой по достижению совершенства».

Одна из основных функций у образования - это вычленение элит. Если говорить точнее, все различия между системами образования — это различия в принципах и типах вычленяемых элит. Вместе с тем на само это выражение «элита» в нынешнем обществе едва ли не наложено табу. И не только у нас деятели, получившие воспитание на идеалах эгалитаризма по-советски, но и деятели во Франции, и даже в Англии не могут вести речь об элитарном образовании, не применяя умолчаний и оговорок. Отчасти этот процесс вполне объективен: широкий доступ к сфере образования и равенство возможностей являются следствием многообразия задач, которые стоят перед современным обществом и государством. Принцип эффективности в настоящее время напрямую связан с принципом разнообразия (именно об этом таким или иным образом говорили все выступившие). Однако, если требование по открытости в случае того же англосаксонского (британского) образования сыграло немаловажную роль в развитии государства и нации в конце XIX века и в XX веке, то нынешние утрированные требования равенства представляют угрозу самой этой системе.

Отход от аристократического принципа в формировании элит не явился разрушающим фактором для системы, а только упрочил ее, дав возможность для всех лучших сил нации войти в экономическую и политическую элиту на все тех же основах взаимной ответственности, общей связанности. «Гарри Поттер» с его превалирующей темой грязнокровок, полукровок и чистокровок — это тоже повествование о преодолении системы чисто аристократического толка в элитарном образовании. Но вовсе не о преодолении самого понятия элитарного образования. Хогвартс у Роулинг — это самостоятельный, закрытый, свободный, с его традициями, династиями учеников и противостоянием факультетов — основа большого мира взрослых, залог его стабильности и развития.

Однако требования, касающиеся упразднения любой элитарности и полного равенства и разрушают как раз систему и, более того, отбирают у образования его главную функцию — вычленение элит. В нынешней Британии растет общественное движение, выступающее за отмену набора в учреждения образования на основе экзаменов — способности, талант и тем более возможность по подготовке к экзамену тоже теперь считаются признаками неравенства, которые не могут быть определяющими для будущих возможностей людей. И это на сегодняшнем этапе основная линия противостояния: требуется, пусть даже и через компромиссы системного порядка, отстоять сложившуюся систему элитарного образования.

Университеты – это неизбежность

Французы высказывались меньше и в кулуарах, и на самом симпозиуме. Они еще более заметно, чем англичане, старались избегать прямым образом рассуждать по поводу элитарного образования. Они больше всего рассказывали о существующей у них системе конкурсов, о механизмах, предназначенных для подготовки государственных служащих, ну и, естественно, об эффективности, о широком привлечении женщин, представителей национальных меньшинств. У них меньше был сделан акцент на широту кругозора и умение общения с людьми, больше — на непреложность личного опыта социального участия (помощь голодающим детям Африки, старикам).

И что же на выходе? С одной стороны - ясное понимание важности самого элитарного образования, жесткой связи между образованием и системой вычленения элит. С другой — проблемы элитарного образования системного характера, которые встречаются на пути всех систем. Необходимость максимально возможного расширения базы для всего элитарного образования, требование возрастания открытости элитных образовательных учреждений и возросшая опасность нивелирования в эгалитаристском понимании в образовательной системе.

То есть научиться, в буквальном смысле этого слова, нечему. Просто произвести копирование какой-то другой системы образования не получится. Не выйдет и вовсе ничего не предпринимать со своей собственной. Впрочем, чем больше пытаешься вникнуть в перипетии и проблемы развития других систем, тем лучше начинаешь понимать, что образование представляет собой именно систему, которую невозможно выстраивать, прилаживая к ней элементы, взятые из других систем. А потому одним из самых эффективных способов решения всех наших проблем является работа с той сложившейся университетской системой, которая существует и которая позволила достичь многого. Наверное, только, вполне стоит вспомнить, что изначально она строилась на принципах самостоятельности для университетов, достаточно сложных системах в отборе кадров (конкуренция приват-доцентов и штатных профессоров) и отсутствии курсов и программ, спущенных сверху.