Экономический кризис и занятость. Часть 1

В статье проанализированы предпосылки образования новых форм занятости, основная из которых — глобализация экономики, вызывающая к жизни новые формы организации труда и производства. Экономический кризис в определенной степени повлиял на трансформацию форм занятости на рынке труда.

Особое место занимает при этом виртуальная занятость, требующая самим фактором своего существования совершенствования кадровой политики организаций по всем направлениям ее осуществления. Новые формы организации труда и производства по разному проявляют себя в измененных экономических условиях.




Глобализация экономики и экономический кризис по разному влияют на трансформацию форм занятости. Экономический кризис и занятость тесно связаны. Например, процессы глобализации на международном рынке труда привлекают к нему большие контингенты экономически активного населения стран. При этом происходит отбор самых гибких, мотивированных и компетентных наемных работников. В России глобализация занятости проявилась в 90-х годах, когда во время финансового кризиса стал набирать обороты процесс «утечки мозгов». С национального рынка труда начал происходить отток наиболее перспективных и квалифицированных молодых работников, а к концу ХХ века он принял угрожающие масштабы. Данную проблему смягчила только стабилизация социально-экономического положения в стране в 2000-2007 годах. Но тем не менее Россия понесла огромный ущерб.

Во-первых, это потери по «недовнесенному» вкладу в создание ВВП, которые могли бы осуществить уехавшие люди. Этот ущерб был особо ощутим в 2004-2007 годах, когда экономика России стала развиваться по нарастанию и многие отрасли испытали «кадровый голод». Россия была вынуждена предоставлять рабочие места мигрантам из ближнего зарубежья, что в определенной степени привело к росту криминала — от уклонения от налогов до уголовных преступлений. При том, что квалификационные структуры работников, которые уехали из России за рубеж и приехавших из ближнего зарубежья на рабочие места, требующие неквалифицированного тяжелого труда, принципиально различны. Но проблему нехватки неквалифицированной рабочей силы можно было решить компетентным управлением человеческими ресурсами в пределах страны национальными ресурсами. Отсутствие в период экономического роста в России достаточного количества квалифицированных работников привело к тому, что в организациях всех форм собственности происходило закрытие вакансий претендентами, чьи личностные и профессиональные качества не соответствовали требованиям должностей. Результатами такого положения вещей стала «волна некомпетентности», которая захлестнула экономику России и «кадровый пузырь», когда оплата труда была выше размера, который реально соответствовал затрате индивидуальной силы человека.

Во-вторых, финансовый кризис 2008 года привел к резкому снижению спроса на рабочую силу. В итоге во многих странах возникла проблема защиты национальных рынков труда и диаспоры мигрантов были вынуждены вернуться на родину. Для России избавление от излишней иностранной рабочей силы в условиях кризиса станет отдельной проблемой, ведь у большинства мигрантов нет собственных средств для переезда на родину.

Глобализация экономики влияет на трансформацию занятости по-разному в зависимости от того, на каком этапе развития образуются организационно-правовые рамки рабочей деятельности для наемных работников. Если говорить об этапе подъема, стабильного развития, когда происходит рост спроса на рабочую силу, то работодатели начинают привлекать для работы лица с пониженной экономической активностью (студентов, женщин с малолетними детьми), а иногда и экономически неактивное население (пенсионеров, подростков, инвалидов). Становится более распространенным занятость на условиях неполной рабочей неделе и неполном рабочем дне, гибкий график, надомная работа — в большей степени условия найма диктует наемный работник.

В Японии продвигается программа переноса около 20% рабочих мест в дома работников.

Это сократит расходы на содержание офисов для работодателей Японии и облегчит жизнь работникам. Ведь иногда загруженная офисная работа приводит к возникновению конфликтов в семье.

В США в 2004 году число удаленных рабочих составило более 44 млн, а к 2008 году их стало около 51 млн.

В период экономического кризиса ситуация меняется на противоположную. В 2008-2009 году произошел переход от «рынка труда работника» к «рынку труда работодателя». Гибкий график, неполный рабочий день или неделя, надомная работа — теперь это относится не к периферийным работникам, а к экономически активным гражданам, которых больше интересует полная занятость и соответствующая оплата труда. Но в данный период для работодателя становится важным сокращение издержек, поэтому к потребностям кризиса были адаптированы организационно-правовые формы привлечения персонала, которые использовались для покрытия спроса на рабочую силу в период экономического роста в России.

Ярким примером данной трансформации служит адаптация дистанционной (виртуальной) занятости к ситуации превышения предложений соискателей над их спросом, четко обозначившейся к концу 2008 года.

Виртуальная занятость образовалась под влиянием глобализации экономики и технического прогресса, который стремительно развивался в последние десятилетия. Сегодня многие работники умственного труда могут выполнять свои рабочие функции находясь вне служебного помещения, позволяя работодателю создавать виртуальные организации совсем с другой структурой издержек. К основным признакам виртуальной организации относятся:

- отсутствие определенной материальной структуры;

- сетевые взаимосвязи отдельных элементов;

- обеспечение деятельности информационными и компьютерными технологиями;

- аутсорсинг материальных активов;

- отсутствие персонала в обычном понимании данного слова;

- носителями знаний являются люди (участники сети).

Свойством виртуальной организации является то, что сотрудники компании работают вне офиса, с центром связываются посредством телекоммуникационных технологий. Традиционная организация характеризуется близко стоящими модулями с четкими подчиненными структурами и связями. Ничего подобного в виртуальной организации нет. Деятельность осуществляется посредством Интернета, происходит она в реальном времени. Все временные и пространственные ограничения теряют силу. Сотрудники, которые работают удаленно, дистанционно, называются телесотрудниками или дистанционными сотрудниками.

Впервые термин «дистанционный труд» был предложен Джеком Найллсом в 1970-х годах для определения дистанционной работы по договору, а через некоторое время так стали называть труд вне офисов.