Харизма лидера. Часть 5

Харизма лидера. Часть 5

Дорогой директор, готов ли ты к тому, что ты находишься на стороне зла? Именно так. Для большинства людей каждый, кто добился успеха, не является благородным и честным. Народная мудрость: «Не построить палат каменных от трудов праведных». Библия: «Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому оказаться в царствии небесном».

«Все немалые состояния нажиты нечестным путем» - Маркс. Гете «Фауст»: «Я есть часть той силы, которая вечно желает зла и вечно творит благо». «Нас все ненавидят, но все хотят оказаться на нашем месте» - «Дьявол носит Prada».




Возмущенный читатель скажет: «Да это же об олигархах!» А как вам нравится мысль, что огромное количество жителей России считают, что доход в 3000 у.е. ежемесячно – если не астрономическая сумма, то уж точно та, которая поставит удачливого человека в круг достаточно обеспеченных людей? Значит, преступных, нечестных. А значит, тех, которые не могут быть уважаемы и даже не достойны нейтрального отношения.

Понятие жизненного успеха не ограничивается финансовой обеспеченностью. Есть такое понятие «власть», которое неразрывно связано с успехом. И сознание масс не оставляет имеющему какую-либо власть никаких шансов на царствие небесное. «Власть - грязь» и все тут. Никакие старания оправдать свое существование делами на благо социального процесса, благотворительностью, предоставлением рабочих мест не помогают. Имеешь власть – на тебе смертный грех.

Кого-то это удивит, кто-то скажет, что не слышал подобных оценок. А каков ваш круг общения? Конечно, если он состоит из таких же, как вы– не удивительно. Дневной дозор считает, что добро – он. А ночной – зло. И наоборот. Такова жизнь.

Вы замечали, что успешные люди держат дистанцию от представителей масс? А массы успокаивают себя тем, что лидер одинок, что его гнетет одиночество. А Шопенгауэр был абсолютно уверен, что богатый духовно человек самодостаточен, что ему интересно быть наедине с собой, он не нуждается в развлечениях и болтовне с приятелями в пивных барах, в отличие от внутренне пустого человека.

«Протестую!!!» - воскликнет с места один из представителей рабочего класса, - «гармоничность и духовное богатство – прерогативы убогих и бедных. А богачи развращены, опустошены нравственно и несчастны в своих излишествах!» А эти «богачи» и не собираются спорить. Во-первых, нет времени. Во-вторых, не хочется.

Но где-то в душе они понимают, что многие из ТЕХ просто мечтают, чтобы им было так хорошо, как ЭТИМ плохо.

Как вести себя, если твой номер – не первый

А сначала притча. Пришел к султану молодой визирь и просит слово молвить. А слово было таково: О, великий, и т.д., взгляни на твоего верного слугу. Я силен, молод, быстр, предан тебе. Но я всего лишь пятый визирь. А посмотри на своего первого визиря. Он стар, медлителен, слаб. И он первый! Поменяй нас местами! Это будет честно. Султан сказал: «Постой, я вижу, как будто на горизонте что-то пылит. Отправляйся, узнай, что там». Пятый визирь понял, что его хотят испытать, прыгнул в седло и унесся за горизонт. Через некоторое время он прискакал и доложил: «Это идет караван, мой господин». Султан спросил: «Куда караван идет?» И молодой визирь снова отправился в дорогу. Приехал с ответом: «В Бухару». «А откуда?» - стало интересно султану. Еще рейс. «Из Каира». «Что везет?»… Визирь провел в седле несколько часов, но у султана возникали вопросы еще и еще. Когда и пятый визирь, и его конь были готовы упасть, к султану подъехал на старом муле старый слеповатый первый визирь.

Началась процедура приветствия. Султан сказал: «Постой, я вижу, что что-то пылит на горизонте. Езжай, разузнай, что там». Пятый визирь ухмыльнулся, ему стало ясно, что и это испытание. Первый визирь вяло и нехотя отправился в путь. Когда он вернулся, уже смеркалось, отдышавшись, визирь обратился к султану. «Идет караван, - сказал он, - в Бухару из Каира, везет тридцать шесть тюков шелка. Собирается продать их в Бухаре по 25 золотых за тюк. Но нам караванщик Саид может продать по двадцать всю партию. Я договорился в Бухаре, что у нас купят всю партию, за каждый тюк по двадцать два». Мудрый султан посмотрел на своего пятого визиря и спросил, понятно ли ему теперь. Молодой визирь ответил: «Понятно». Он получил один из полезнейших уроков в своей жизни. В будущем он обязательно станет первым визирем.

В чем суть урока? Если твой номер пять, десять, или даже – два, ты обязан научиться разговаривать с руководителем на языке решений, а не на языке проблем. Если руководителю приходится тебе ставить задачу, описывая подробно алгоритмы – ты создаешь проблему. Правильная постановка задачи – уже половина решения. Возьми эту работу на себя. Если встретился со сложностью, то сначала сам реши ее, а потом доложи руководителю, а не наоборот. Не жди указаний, а предлагай, разруливай, а не перекидывай на начальника. Не болей в рабочее время, не создавай проблем.

Причем здесь харизма лидера и власть? Дело в том, что под тобой тоже есть тот, чей номер шесть, одиннадцать или три. Ты должен научить их разговаривать с тобой на языке решений, а не на языке проблем.

- Дайте солянки

- Сегодня солянки нет

Официант создал заказчику проблему. Вам снова нужно открывать меню, спрашивать и принимать решение.

- Дайте солянки

- К сожалению, солянки сегодня нет…но есть прекрасный борщ. Принести?

Таким образом, официант избавил вас от принятия решения в вопросе, который для вас не являлся принципиальным. Второй официант получит больше чаевых, чем первый.

Домработница, зарплата которой зависит от количества приходов в месяц, подсчитывает это количество сама и на кухонном столе оставляет счет с указанием количества ее посещений, а отдельно за то, что она избавляла от каких-либо проблем работодателя. Примеров множество.

Отучите подчиненных ходить к себе, как к решателю всех проблем, приучите их приходить минимум с готовым решением, чтобы просто посоветоваться. Максимум – с отчетом о решении проблемы.

Описанный прием управления научит ваших подчиненных, как из пятых стать первыми. А вам – настоящим султаном.

Создание ритуала

Почему харизматические личности часто окружены ритуалами? Вспомните, как выступают диктора. Целое театральное представление. Для чего это? Манипуляция? Эстетство?

Определим, что такое ритуал. Определение не из словаря: ритуал – церемония, которая состоит из нескольких действий, повторяющихся в определенной последовательности. Соблюдение правильного отправления ритуала контролируется исполнителями ритуала. У ритуала нет рационального смысла, его смысл иррационален, приписываемый. Фигура в центре ритуала освобождается от его исполнения.

Для чего нужен ритуал? Естественно, здесь и корпоративная идеология, и чувство локтя, и становление единства целей. Однако это все побочные эффекты. Самое главное (только не нужно пугаться) – ритуал приучает тех, кто его выполняет, к беспрекословному совершению предписанных действий, совсем не задумываясь над смыслом этих действий. Беспрекословно!

Человек выполняет ритуал много раз, смысл которого не выдерживает абсолютно никакой критики и даже смешон. При этом, выполняет тщательно, испытывая наслаждение от того, как точно удается ему воспроизводить набор действий. За это его одобряют товарищи. Всем хорошо. А затем получает от лидера приказ и воспринимает его одной из частей ритуала. Не нужно никаких пояснений. Иди и сделай. Любой ценой, даже ценой жизни. И делали, делают и делать будут.

Ранее уже обсуждалось, в каких структурах больше всего можно встретить харизматических лидеров. Это церковь, армия, МЛМ, криминал, секты – самые ритуализированные организации. Здесь присутствует самая высокая необходимость в том, чтобы воспитать членов, которые могут совершать действия, не думая об их смысле, моментально, даже, если эти действия навредят самому совершающему их.

Рассмотрим ритуал посвящения подробно. Этот ритуал часто выполняющего проводит символически через смерть. В диких племенах, когда подростки посвящаются в мужчины, они долгое время проводят без еды, участвуют в испытаниях с риском для жизни, либо вступают в бой с диким зверем, либо делают надрезы на теле и т.д. Основной элемент посвящения в христиане – утопление, а затем следует «воскрешение» для новой жизни. Посвящение в монахи происходит со снятием головы (пострижением). В деды в армии посвящение происходит с достаточно болезненным избиением пряжкой солдатского ремня. В подводники обряд посвящения состоит в том, чтобы выпить заборной воды и дотронуться лбом до кувалды, раскачивающейся под потолком. Продолжать можно еще долго. Пора переходить к повседневной жизни.

Как ритуал питает харизму? Как мы знаем, харизма лидера снижает критичность в его оценках, укрепляет авторитет, ведет к практически беспрекословному подчинению. Бывает так, что объяснять, для чего нужно выполнить какое-либо действие, долго, а времени нет. Бывает, что это невозможно объяснить. Тогда помогает Харизма. А такое отношение к распоряжениям руководителя воспитывает корпоративная ритуалика. Поэтому руководитель не принимает участия в исполнении ритуалов. Вернее, он может присутствовать, играть роль божества, по отношению к которому исполняется ритуал, может быть руководителем ритуала, но не исполняющим. Вспомните роль священника на литургии. Попробуйте найти отличия его поведения от поведения прихожан.

Придумайте и разработайте корпоративный ритуал. Начать можно с ритуала посвящения. Пусть он символизирует прохождение исполняющего через смерть. Нужно, чтобы ритуал обязательно был связан с каким-то важным событием в истории компании, профилем деятельности или названием. Например, в Красноярском рекламном агентстве «Хорошо» все новые сотрудники проходят посвящение в хорошисты. Одной из его частей является выпивание залпом хорошей порции водки. Прекрасно символизирует прохождение через смерть! Одна новая сотрудница отказалась исполнить ритуал, так как она не пьет водку. Ей разрешили не проходить ритуал, но ее не посвятили в хорошисты. На зарплату, соцпакет, обязанности это никак не повлияло. Но из-за чего-то незримого она чувствовала свою жизнь в компании не такой полноценной, как у других сотрудников. А ритуал проходил один раз в год. Она ждала 364 дня, чтобы со следующими новыми сотрудниками пройти ритуал. Свои полстакана водки она выпила с необычайным ликованием, а все сотрудники испытали много радости, вдохновения и энтузиазма.

Со стороны кажется - абсурд. Правильно, абсурд и есть. Для дикаря будет дикой наша заутреня. С точки зрения хулигана ритуал открытия Олимпийских игр тоже абсурден. Но у всех этих наблюдателей есть свои ритуалы в своих субкультурах. И у них есть свой смысл, который актуален только для исполняющих. И это работает, и работать будет всегда, так как базируется на самых древних архетипах бессознательного, которые ни объяснить, ни постичь, ни изменить, ни объяснить мы не можем.