История HR-обучения. В обучении не должно быть никого и ничего случайного. Часть 3

История HR-обучения. В обучении не должно быть никого и ничего случайного. Часть 3

А как определить этого «кого-нибудь?» Как эти люди появились на тренинговом рынке? Во времена 90-х годов образовалось первое поколение тренеров. Они концентрировались в Москве и Санкт-Петербурге. Но главным полигоном и плацдармом для основного броска была Москва.

Она со временем прирастала ресурсами, а затем началась та самая профессиональная фильтрация: все больше появлялось хороших эйчаров, не все тренинги стали продаваться в Москве, и тренеры, которые оказались здесь невостребованными, пошли в регионы.




И что мы видим? Ты наблюдаешь много лет, как человек, который ушел с московской площадки, так как вышел здесь в тираж, возникает в регионах России, а позднее в Белоруссии, Украине, Казахстане, Киргизии. И человек этот уже никогда не вернется в Москву, так как она его переросла. А он продолжает ездить с тем, что предлагал в начале 90-х. Обращаясь к слушателям в 2008 году, он говорит примерно такие слова: «Вы не правильно учитесь! Ваши корпоративные университеты никуда не годятся! Вы слушаете лекции! Преподаватели университетов учат вас слушать! Общаться же нужно действием! И я научу вас этому!».

Но кто сегодня использует в корпоративном обучении лекцию в качестве основного формата? Он, конечно, есть и он нужен. Но уже никто не учится в формате «лекций нон-стоп». С того времени многое перестроилось по всем параметрам. Каждая система корпоративного обучения в наше время – это система, где используются все формы обучения, начиная от интерактивных семинаров, лекций и заканчивая современными бизнес-стимуляциями и дистанционным обучением. А посередине – навыковое обучение, проходящее сквозь все тренинговые технологии.

Какие тенденции намечаются на тренинговом рынке?

Сегодня специалисты отмечают, что тренинговые технологии постепенно вытесняются вовлеченностью людей в процесс обучения, когда участник перестает быть объектом, которому все время говорят, что делать, а он в реальности обучается мыслью и действием. Все больше места он занимает в учебном времени в качестве самостоятельно действующего лица. Он становится субъектом, поэтому форматы, фасилитации, где участники производят какое-то действо, а их ведет, ненавязчиво помогая двигаться в правильном направлении, грамотный фасилитатор, - это одновременно и бизнес-формат, и обучающий, так как в современном менеджменте это одна из наиболее эффективных форм принятия решений. Это мозговой штурм, переложенный в обучающий формат. Здесь есть двойная мотивация: я решаю задачи бизнеса и одновременно обогащаюсь взаимно с другими участниками переливом опыта. При этом, если фасилитатор является профессионалом бизнеса, то идет сквозной консалтинг. Это бесценные формы развития компетенций управления, а вместе с этим и решение задач бизнеса.

Можно ли говорить, что фасилитация сегодня является самой нужной формой обучения?

- В корпоративном обучении должна быть обойма методов, одной, даже самой универсальной формой обойтись нельзя. Бизнес в современном понимании – это целая отрасль и, чтобы решать вопросы такой организации, необходимо иметь обойму технологий обучения. Из своего опыта работы в ВТБ скажу, что любая банковская структура – это многопрофильная мощная индустрия, где кроме основной деятельности, есть поддерживающие эшелоны, в которых трудятся специалисты разных отраслей. ВТБ в масштабах Группы – это СНГ, Россия, Европа, Африка, Азия. Представьте, сколько еще надо решить задачек, чтобы такая финансовая галактика работала как безупречный механизм? В конкретной ситуации, например, может потребоваться информационно-консультационный семинар. Метод старый, но он работает, так как может быть поставлена задача передать информацию и получить элементарную обратную связь об ее усвоении. Одновременно идет экспансия дистанционного обучения, которое тоже не является панацеей от всех бед и не является универсальным ресурсом, так как у него своя область использования и свои ограничения. И сама жизнь постоянно образует новые форматы. Фасилитация практически родилась на глазах. Информация о том, что тренинги постепенно начали уступать место фасилитациям, первый раз в истории HR-обучения появилась несколько лет назад. Интересно, конечно, что произойдет дальше.

Каким должен быть сегодня тренер?

- Разным. Есть только одно требование – профессионализм. При этом на вопрос «кто такой профессиональный тренер» также найдется множество ответов. Попытаемся нарисовать его образ. В 90-е годы он впитал западные тренинговые технологии, получил опыт работы с бизнесами и пошел, например, получать следующее высшее образование. Он динамичен, так как от каждого пройденного этапа прирастает профессионализмом. Он гибок и прекрасно понимает запросы клиентов. Он не обижается, если ему говорят, что система обучения у нас уже есть, создавать ее с нуля не нужно. Он живой: реагирует на каждый сигнал бизнес-среды. Он подпитывается от нее. Любые перемены ему во благо. Этот человек никогда не «перегорает», а подзаряжается и меняется. Непосредственно с его участием появляются новые образовательные продукты на рынке.

Любовь Сергеевна Гвоздилина утверждает, что важнейшим критерием является способность и желание человека делиться опытом. В ВТБ сотрудники работают с партнерским пулом, что и сегодня является чувствительной темой.

Люди из разных тренинговых организаций начинают вместе работать и удивительным образом себя проявляют. Любимая картина – за столом сидят четыре гуру, являющиеся конкурентами на тренинговом рынке. Они профессионально «рубятся», отрабатывают программу – страстно, красиво, во благо ВТБ. Они щедро и грамотно делятся своим опытом с коллегами. При создании атмосферы профессиональной открытости, когда партнерам есть о чем друг с другом говорить, люди не боятся делиться собственным опытом – это и есть высший пилотаж тренеров.

Естественно, подобрать таких людей стоит большого труда. Более того, на каком-либо этапе подбор людей в партнерский пул может стать также фильтром, например, критерий выбора провайдера. Многим нужна гарантия того, что их технологии не станут применяться другими тренерами, они хотят понять условия работы – кто будет в пуле главным. Многие не всегда понимают, как будет происходить процесс, когда он придут в банк ВТБ с собственной программой и окажутся не одни. Профессиональный тренер не боится конкуренции, от взаимодействия с конкурентами он только прирастает профессионализмом. Этот человек актуален и вчера, и сегодня, и завтра. Показатели актуальности – востребованность в меняющемся бизнесе и результат, которым доволен бизнес.

Чего не достает современному тренинговому рынку?

- Новых имен. Современные «звезды» тренингового рынка – поколение тренеров 90-х годов. Сегодняшнее поколение, которое бы потеснило предшественников в ВИП-зоне, пока не очень заметно. Хочется стремительного появления молодых людей, чтобы внимание концентрировалось не только на ветеранах рынка, но и на тех, кто его меняет, переводит в новое качество, создает что-то кардинально новое, так как сегодня время требует иных решений. Конечно, бывшее поколение держит удар и принимает вызов времени и многое другое. Но мы все-таки зависим от матриц, заложенных десятилетия назад. Но где те люди, которые предложат новые матрицы, создадут новую философию корпоративного обучения – без матриц?