Аутстаффинг привлекает руководителей компаний тем, что кадровая проблема переходит к сторонней организации, а также экономией на «зарплатных» налогах. Но применение заграничного изобретения не улажено в отношении отечественной правовой системы. В деловой практике часто встречаются термины «лизинг персонала», «аутстаффинг» и «аутсорсинг».
В чем их отличия? В значениях этих понятий путаются нередко и юристы и бизнесмены, откуда возникают юридические казусы и ошибки. «Аутсорсинг» - договор, по которому сторонней компании отводится часть или все функции, которые традиционно лежали на подразделениях компании заказчика.
Это, как правило, договор подряда или договор на оказание услуг. Сегодня в России распространен аутсорсинг IT-услуг и бухгалтерский аутсорсинг. При аутсорсинге сотрудники числятся в штате компании-исполнителя, частью их функций является оказание услуг компании-заказчику. При этом заказчик не участвует в выборе исполнителей и в организации их работы.
При аутстаффинге специализированное агентство передает своих работников для работы в компании клиента. Сотрудники работают в этой компании как будто они ее сотрудники, но документально числятся в агентстве, которое осуществляет для них функции работодателя (оформление трудового договора, начисление зарплаты, ведение документации, социальные гарантии). На практике случается так, что компании хотят пользоваться выгодами услуги аутстаффинга, но при этом не терять обычный персонал и просто выводят его в штат аутстаффингового агентства. Сотрудника увольняют, переводят в специализированное агентство и возвращают на его же рабочее место.
Лизин персонала по сути синоним понятия аутстаффинг. Понятие «лизинг персонала» можно применять только в разговорной речи, так как согласно российскому законодательству человек или его труд не могут являться предметом аренды.
Разграничение этих понятий необходимо для правильной квалификации разных договоров. При этом должно учитываться то, что ни гражданским, ни трудовым законами РФ не предусмотрено заключение договоров по предоставлению в аренду работников. Поэтому приходится импровизировать, чтобы не навлечь на фирму претензий налоговой и трудовой инспекций.
Выгоды аутстаффинга.
Благодаря аутстаффингу компания может перенести обязанности и хлопоты работодателя на стороннее агентство. Оно заботится о соблюдении законодательства, об уплате налогов с зарплаты и переводов во внебюджетные фонды. Если специалист решит уволиться или взять отпуск, его заменой будет заниматься рекрутинговая компания. При заключении договора подряда или оказания услуг компания-исполнитель будет оплачивать материальный ущерб, если работник нанесет его заказчику. Собственник бизнеса может заниматься только своей основной деятельностью, а не вопросами кадров. При продвижении своих услуг на рынке рекрутинговые компании приводят именно такие лозунги.
И действительно в этих услугах есть экономическая выгода. При аутстаффинге компания экономит на расходах по поиску персонала, ведении кадрового учета, зарплатных начислениях. Но главная выгода аутстаффинга — возможность налоговой экономии. Компания не является формальным работодателем, поэтому ей не нужно перечислять в бюджет взносы пенсионного страхования и ЕСН. Также в этом случае компания не считается налоговым агентом по НДФЛ в отношении персонала и не несет расходов по ведению учета их доходов, удержания и перечисления сумм налога в бюджете. Компания может избежать экономических и правовых рисков в связи с претензиями за неправильное с налоговой точки зрения исполнение обязанностей налогового агента. То же самое относится расчетов по социальному страхованию. Компания может уменьшать налогооблагаемую прибыль на выплаты за услуги предоставления персонала. К вычету можно принять НДС по этим услугам.
Наконец, при возникновении конфликта, он будет касаться только работника и кадрового агентства. Трудности по обеспечению трудовых прав сотрудников будет решать агентство, предоставившее их услуги.
При аутстаффинге заказчик делает только один фиксированный платеж сторонней компании, в который входит себестоимость услуги, всевозможные затраты на персонал и прибыль агентства. За него он получает необходимых специалистов. Расходы агентства на зарплату и дополнительные траты на персонал почти не отличаются от тех, что компания бы сама расходовала, если бы сотрудники находились в ее штате. Чем квалифицированнее специалист и значимее его работа в компании, тем дороже будет стоить его вывод за штат. Поэтому организациям не выгодно переводить ценных и постоянных сотрудников в штат кадрового агентства. Такие отношения имеют финансовое оправдание только при найме неквалифицированного персонала.
Правовые риски услуги аутстаффинга.
Несмотря на все свои плюсы, аутстаффинг является достаточно рискованной схемой. Компании, пользующиеся ей, должны быть готовы к претензиям в нарушении налогового и трудового законодательств.
Поводом для вопросов Гострудинспекции может стать то, что аутстаффинг является привнесенным институтом и плохо вписывается в трудовое законодательство РФ. Инспекторы могут предъявить, что при допуске работника к выполнению трудовых функций, между сторонами возникают трудовые отношения (ст. 16 ТК РФ). То, что между работником и компанией нет трудового договора, не является аргументом ее защиты. Компанию могут оштрафовать на 30-50 тыс. рублей за нарушение правил приема сотрудников на работу. При таком решении налоговики могут потребовать доплатить ЕСН и НДФЛ. Впрочем, они могут это сделать и по собственной инициативе. Например, заявить, что сделка заключена с целью ухода от уплаты ЕСН.
Были случаи, когда налоговики добились поддержи суда данной позиции. Например, ОАО «Тверьмолоко» суд признал виновным в уклонении от ЕСН за то что она вывела своих работников в созданные для этой цели ООО, работающие по упрощенке, хотя работники работали на тех же местах.
Конечно, напрямую законодательство не запрещает использование аутстаффинга. Но этот договор достаточно рискован из-за противоречий с Трудовым кодексом. Для снижения данных рисков в договоре не следует указывать, что предметом является «аренда персонала», «предоставление персонала» и тому подобное.